Мнение. Какой должна стать господдержка в аграрном секторе

03.10.2014 || Источник Крестьянские ВЕДОМОСТИ

Импорт в Россию продовольствия исчисляется десятками миллиардов долларов, и за последние 10 лет ситуация с производством зерновых, мяса птицы, свинины улучшилась настолько серьезно, что стало возможным говорить о приближении к показателям, определенным Доктриной продовольственной безопасности.

Однако в то же время по молоку, говядине, овощам и фруктам, к сожалению, позитивных изменений не произошло. Даже введенные в начале августа ответные санкции и запрет на поставки продовольствия из ЕС, США и Австралии не позволяют ни на йоту приблизиться к решению задачи импортозамещения, считает Андрей Даниленко - председатель правления Национального союза производителей молока, председатель комитета по агропромышленной политике общественной организации "Деловая Россия".

Почему так происходит? Не решены системные проблемы развития отрасли: логистика, селекция и генетика, земельный вопрос, высокие темпы роста стоимости ресурсов - процентные ставки по инвесткредитам, ГСМ, удобрения, электричество, стоимость подключения к коммуникациям.

Проблемы в логистике не позволяют производить конкурентоспособные овощи и фрукты в России. Проблемы в селекции привязали нас к поставкам импортных семян, прежде всего, в кормовых культурах. Аналогичная ситуация в птицеводстве с поставками яйца для бройлеров. Это позволяет "нашим зарубежным партнерам" одним решением о закрытии экспорта в Россию фактически нивелировать наши успехи в ряде подотраслей растениеводства и птицеводстве.

Высокие процентные ставки делают неконкурентоспособным практически любое современное сельхозпроизводство в России.

Даже с учетом субсидирования ставки отличаются в разы. Темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ, минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции. В результате окупаемость проектов в отрасли превышает 5-7 лет, а в ряде подотраслей – молоко, овощи – достигает 10-15 лет. С учетом непрогнозируемости форм и объемов господдержки, постоянно меняющихся правил игры, отрасль становится малопривлекательной для инвесторов. Надеяться на замещение за год импортных поставок невозможно, можно только говорить о перераспределении импортных потоков (на страны Латинской Америки, Новую Зеландию, Сербию и т.д.).

Именно поэтому для решения задачи форсированного импортозамещения необходимо кардинально пересмотреть политику государства в отношении агропромышленного комплекса.

Какой должна стать новая госпрограмма? Самое важное – определить государственные приоритеты. Принцип "размазать поддержку тонким слоем" не работает на результат. Сейчас основные приоритеты с учетом импортозамещения – молоко, мясо (прежде всего говядина), овощи, фрукты, селекция, генетика, логистика. В отдельный блок должна быть выделена поддержка социальной сферы.

Необходимо сбалансировать бюджет с учетом определенных приоритетов, ввести защищенные статьи бюджета, финансирование по которым определить минимум до 2020 года и гарантировать их финансирование, согласовать бюджет и ключевые показатели с бизнес-сообществом.

Большинство показателей (как по финансированию, так и по результатам) не согласованы с отраслевыми союзами и вызывают массу вопросов. Разрабатываемые Минсельхозом материалы доходят до союзов окольными путями – либо по результатам совещаний в правительстве, либо в виде уже принятых решений. Нет понятной и прозрачной процедуры оценки бюджета со стороны союзов.

Кроме того, бюджет должен быть долгосрочным – на 10-15 лет. Многие проекты в области АПК имеют срок окупаемости 10 и более лет (молоко, овощи закрытого грунта). Фактически бюджет принимается на три года, госпрограмма - на шесть лет, что не способствует повышению инвестпривлекательности отрасли.

Бюджетное финансирование должно осуществляться на основе оценки бюджетной эффективности.

Каковы будут поступления в бюджет после реализации проектов? Как эти поступления соотносятся с объемом господдержки? Данный показатель вполне может быть одним (не самым важным) показателем оценки эффективности господдержки.

Бюджет должен быть подготовлен в контексте международных обязательств России. Предполагаемый объем финансирования уже в ближайшие год-два значительно превысит возможный объем финансирования в рамках взятых на себя Россией обязательств в ВТО. Необходимо разделять все статьи бюджета на поддержку в рамках желтой и зеленой корзины, передает ТАСС.

Бюджет не должен быть дефицитным, но должен быть обоснованным. При уровне рентабельности сельского хозяйства в целом около 10% с учетом субсидий задержка с субсидиями на несколько месяцев может привести к банкротству предприятий и фактической потере средств, которые государство направляло на поддержку предприятия в предыдущие годы.

Долги – это результат некорректного планирования Минсельхозом и неспособности обосновать необходимый объем финансирования в ФОИВах.

Государство играет во всем мире определяющую роль в развитии АПК. Сейчас именно тот момент, когда можно кардинально изменить ситуацию в отрасли, и в течение 5-10 лет Россия может стать ведущим мировым экспортером продовольствия и занять на мировом рынке то место, которое заслуживает.

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Количество просмотров этой страницы — 920