XXVIII съезд АККОР

20.02.2017 || Источник Крестьянские ВЕДОМОСТИ

17 февраля в пленарном заседании XXVIII съезда АККОР участвовали более 900 делегатов и гостей из 75 регионов страны. В числе почетных гостей – министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, председатель аграрного комитета Совета Федерации М. Щетинин, депутаты Госдумы, сенаторы, руководители и представители органов АПК субъектов РФ, Росагролизинга, Россельхозбанка, ученые-аграрники. Приветствия прислали коллеги из Белоруссии, Финляндии, штата Айова США.

А. Ткачев: АККОР – надежный партнер Минсельхоза

Настроение фермеров приподнятое. Многие горячие вопросы обсудили на вчерашнем совещании со специалистами Минсельхоза и по ним принимаются решения. Об отношении главного штаба аграрной отрасли к фермерскому сословию говорит такой факт: на съезде присутствовали Министр, три его заместителя, директора ведущих департаментов МСХ.

Радует внимание Президента РФ. Александр Ткачев зачитал приветствие В. Путина, в котором говорится: «За короткий по историческим меркам срок российское фермерство убедительно доказало свою экономическую и социальную значимость, стало серьезной созидательной силой… Уверен, что именно такие энергичные, компетентные, искренне любящие свое дело специалисты – основа развития российского села, залог его благополучного будущего».  

Министр отметил, что АККОР является важным партнером для Минсельхоза России в вопросах развития сельского хозяйства. Взаимодействие Минсельхоза и АККОР позволяет решать все проблемные вопросы фермерского сообщества. На протяжении последних лет рост производства сельхозпродукции в фермерских хозяйствах всегда опережал динамику производства сельхозорганизаций. Так, по итогам прошлого года он составил 22%. «На долю фермеров приходится 12% от общего объема сельхозпроизводства. Будущее сельского хозяйства вижу так, – отметил Ткачев, – 60% – доля сельхозорганизаций, 40% – доля фермерских хозяйств».

В 2016 году КФХ и ЛПХ произвели 51% молока (доля ЛПХ падает). При этом фермерские хозяйства показали наилучший результат в динамике производства молока – плюс 6%. Для сравнения в сельхозорганизациях производство молока выросло лишь на 2%.

Региональным органам управления АПК необходимо взять на особый контроль доведение фермерам не менее 20% общего объема льготных кредитов, подчеркнул министр. Всего на льготные краткосрочные кредиты предусмотрено 11,3 млрд рублей. Дополнительно сумма увеличена на 3,8 млрд рублей и достигнет 15 млрд рублей. Важно отметить, что теперь регионы получат возможность перераспределять средства между направлениями внутри одного объема льготных кредитов и тем самым, определять приоритеты.

Ткачев призвал фермеров обратить особое внимание на развитие молочного животноводства. Он напомнил, что в 2017 году гранты для начинающих фермеров увеличены до 3 млн рублей, на развитие семейных молочных ферм до 31 млн рублей.

Развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из приоритетных направлений развития отрасли. За прошлый год создано более 270 новых сельхозкооперативов в 56 регионах страны. В 2017 году планируется создание не менее 600 новых кооперативов.

Министр отметил, что за последние 15 лет Росагролизингом поставлено МФХ 52 тыс. единиц сельхозтехники, 368 тыс. голов племенных животных. Чтобы ускорить темпы обновления парка сельхозтехники на условиях лизинга необходимо провести докапитализацию Росагролизинга.  

А. Ткачев отметил активную позицию Ассоциации в отстаивании интересов крестьян: «Вы прошли большой путь, с вами считаются».

В. Плотников: «Кооперация — дочь нужды, мать благосостояния»

Президент АККОР Владимир Плотников подчеркнул: в прошлом году фермеры собрали 33,3 млн тонн зерна. Увеличили производство подсолнечника, сахарной свеклы. Из года в год растет поголовье коров и производство молока. А в целом малые формы хозяйствования производят 60% всего продовольствия в России.

Первое, что сейчас всех интересует, — это кредиты, заявил выступающий. И сейчас в канун посевной особенно нужны короткие кредиты, чтобы купить семена, горючее, удобрения, запчасти и т.д. «Мы почти 10 лет предлагали удобную для крестьян схему льготного кредитования. Теперь этот порядок принят. Субсидия заложена в сам кредит. Ставка — не более 5%, надеемся, что будет и 4, и 3, и 2%. Для МФХ установлена квота — 20%. Понимаем, что заслуживаем большего, но это сделано впервые. А сам фонд льготного кредитования – 21 млрд рублей», – сказал Плотников.

Фонд есть, квота есть — а взять кредиты пока очень трудно. На вчерашнем совещании отмечалось, что погектарная поддержка имеет принципиальное значение. В этом году она подсократилась.

Второе, что беспокоит фермеров, связано с консолидацией господдержки. Регионы просили – дайте полномочия, больше самостоятельности, мы распределим, нам на месте виднее. Государство пошло навстречу. Субсидии дали. Теперь важно, чтобы не забыли про фермеров.

На поддержку начинающих фермеров сейчас — 3 млрд рублей. В 2016 г. было – 3,9 млрд. На развитие семейных животноводческих ферм – 3,1 млрд. Было – 3,4 млрд. На поддержку кооперативов выделено 1,5 млрд руб. В 2016 г. было 900 млн. А в целом, было 8,2, стало – 7,6 млрд руб. Итого: минус 600 млн рублей на фермерские программы. Если будет возможность, финансирование надо увеличить, обратился к министру президент АККОР.

Третье, о чем болит душа фермера, — это техника, технологическое перевооружение. Государство компенсирует часть затрат. В 2017 году на эти цели снова выделено 13 млрд рублей. Средства господдержки идут промышленным предприятиям, которые технику производят. Но трактора и комбайны дешевле не становятся. Наоборот – цены идут вверх. Считаем – если государство направляет деньги предприятиям, то надо контролировать цену, подчеркнул докладчик. И ещё – у людей должны быть источники и возможности, чтобы покупать технику. Сейчас их мало. В рамках кредитов и субсидий надо создавать возможности для этого.

Плотников отметил значение сельхозкооперации: «100 лет назад на Всероссийском съезде кооперативных учреждений прозвучали крылатые слова: «Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния!». И сегодня кооперация — это стратегический путь развития сельского хозяйства, возрождения российского села.

Во-первых, это предоставление кооперативам стартовой помощи. Она нужна в вопросах инженерного и организационного обустройства. Во-вторых, значительная доля господдержки должна направляться крестьянам через кооперативы. Член кооператива – получаешь поддержку. Может, кто-то скажет, жестковато. Но как иначе. Всё равно к этому надо идти. Казахстан уже идет этим путем, и его опыт заслуживает внимания.

В-третьих, программу развития оптово-распределительных центров надо реализовывать на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В приоритетном порядке нужно создавать небольшие ОРЦ в муниципальных районах — там, где эта продукция производится. Если ОРЦ строит частник, без кооперативной основы, то будет еще один, очередной посредник, который появится и укрепится с помощью государства. У него мысли не о крестьянине-производителе, не о кооперативе. У него свой интерес – побольше прибыли.

Пятая тема – это молочная отрасль. Вкладываем сотни миллиардов в крупные молочные комплексы и мега-фермы, а производство снижается. Стоит задуматься: правильно ли выбраны приоритеты? Во всем мире семейные фермы – основа производства молока. А как у нас? Приведу несколько цифр. За 10 последних лет поголовье коров в стране сократилось на 1 млн 109 тысяч. А у фермеров выросло — на 690 тысяч! Производство молока сократилось на 615 тыс. тонн. А в семейных фермах прирост – более 1 млн тонн.

И при этом на всю госпрограмму развития семейных ферм по всей стране выделяется средств столько, сколько направляется на один крупный молочный комплекс.

Съезд приветствовал ставропольских фермеров

Шестая проблема — земельные отношения. Она самая животрепещущая. Но каких трудов стоит получить землю или расширить свое хозяйство! А тут еще могут необоснованно, в разы поднять арендную плату! Земельные отношения так запутаны и так коррумпированы, что иски по земле выходят в судах на первое место. Не грабежи, не воровство, не мошенничество, — а земля!

Надо жестко наводить порядок, чтобы наши уникальные земельные ресурсы использовались эффективно. Считаем, что должна быть единая государственная система управления земельными ресурсами, которая несет всю полноту ответственности за их состояние, подчеркнул В. Плотников. Ее задачи — землеустройство, оборот земель, их охрана и надлежащее использование. Это – первое.

Второе. Нужна полная информация о земле. Для этого на кадастровый учет необходимо поставить все земельные участки страны, а не только те, по которым проводятся сделки. Порядка не будет без инвентаризации земельных угодий, без обозначения четких границ участков. Третье. Нужен и Государственный реестр земельных собственников с указанием конечных бенефициаров, то есть их реальных владельцев. Четвертое. Весь ресурс, связанный с сельскохозяйственными землями, необходимо передать Министерству сельского хозяйства. Оно лучше знает, лучше понимает, как им управлять.

Президент АККОР твердо вступился за фермеров Ставрополья, где приняли региональный закон, нарушающий конституционные права крестьян. Он попросил участников съезда приветствовать делегацию южного региона. Это было волнующее зрелище, когда почти 900 человек рукоплескали своим коллегам. Вот оно единство! Руководитель ассоциации Виктор Пыленок и его товарищи разволновались. («Фермеры почувствовали себя силой, – с гордостью сообщил автору строк в перерыве Виктор Павлович).

«К этому добавлю, – подчеркнул Плотников. – Мы обратились к Генеральному прокурору. Нас поддержали в Минсельхозе РФ и предложили краевым властям пересмотреть закон. Сейчас он находится на рассмотрении в суде. Убеждены, правда — на нашей стороне. Но не будем расслабляться, и надо доводить дело до конца. Просим руководство Ставрополья принять грамотное, разумное решение в этой ситуации.

Еще одна тема – административное давление на крестьянина различных контрольно-надзорных органов. Набеги проверяющих, контролирующих, надзирающих, командующих, штрафующих растут непрерывно. Уходят одни – приходят другие. И все — от имени государства. Некогда работать! Бедному крестьянину только успевай отписываться, оправдываться. А еще и раскошеливаться.

Проблема и в том, что продолжают действовать инструкции и нормы, которые принимались еще в далеких 80-х годах, когда фермеров в помине не было. Как можно предъявлять одинаковые требования и к крупному комплексу на 3 тыс. коров, и к семейной ферме на 30 коров? Но и там и там требуется, например, построить теплый санпропускник и скотомогильник.

Тут еще навоз включили в «третью группу опасных отходов». А еще негабаритная техника и негабаритные грузы! А чего стоит подключение к электросетям! За подключение фермы в 100 голов выкатили счет на 49 млн 600 тыс. рублей. По газу такая же ситуация. Дикая несправедливость по тарифам. Во многих регионах промышленные предприятия платят в два раза меньше.

Административное давление вынуждает фермеров уходить в ЛПХ. Последняя сельхозперепись показала, что у нас осталось 175 тысяч фермерских хозяйств. А еще 5 лет назад было больше 300 тыс. Мы выступаем за то, чтобы товарные ЛПХ регистрировались в КФХ, платили налоги, получали поддержку государства. И для этого все административные барьеры надо убирать. Надо поработать с Министерством, Правительством, со специалистами и решить этот вопрос.

Для АККОР законодательное направление работы – одно из самых важных. Прежде всего, нужно добиться принятия законопроектов по строительству фермерами жилья на своих земельных участках, по статусу юридического лица КФХ, по пенсионному обеспечению фермеров.

Сельская территория наполняется жизнью только тогда, когда на ней развиваются крестьянские семейные хозяйства, крепнет сельский средний класс. Поэтому важно, чтобы государство понимало – через поддержку фермера оно одновременно помогает развитию сельской глубинки, поддерживает тот живительный источник, который питает целебными соками всё дерево российской жизни.

Делегаты: навести порядок в земельном вопросе

Автор строк не будет перечислять достижения – только проблемы и предложения. Председатель Кубанской АККОР Виктор Сергеев в своем выступлении, в частности, отметил: надо ужесточить ответственность глав поселений за составление протоколов собраний, которые становятся причиной судебных разбирательств в земельных спорах. Это совершенно справедливое требование, поскольку дело дошло уже до «тракторных маршей» определенной части кубанских фермеров, недовольных решением земельных вопросов. Сергеев выступил также за развитие кредитной кооперации.

Ставропольский фермер Федор Лукинец рассказал об известных событиях в крае в связи принятием «закона жирных котов». Вот дословно его слова: «Случился прецедент, прокурор подал на губернатора в суд. Мы, фермеры, решили не бросать прокурора. Это политическое дело уже. У нас нет вето. Мы проиграем. Если вы нас бросите (обращаясь к делегатам) – эта чума придет к вам. Нужно решение съезда по этому вопросу, чтобы АККОР России включился в судебный процесс фермеров Ставрополья, связанный с неурегулированностью земельных отношений в регионе. Это Куликово поле… Сегодня губернатор воюет с нами. Но чтобы губернатор захотел воевал с фермерами России?

Съезд поддержал выступление ставропольского делегата, а министр Александр Ткачев выразился так: «Конфликт вышел за пределы Ставропольского края. Неоправданно глупое решение Законодательного собрания края. Я недавно разговаривал с губернатором. Он мудрый человек. Он должен отозвать это решение или переделать его кардинально. И мы поможем ему в этом». Делегаты зааплодировали.

Председатель Союза КФХ Кузбасса Александр Лебедиков предложил усилить контроль над реализацией известного постановления правительства №1432, от которого имеют выигрыш лишь сельхозмашиностроители, а сельхозпроизводители получают рост цен на технику до 30%. Либо льготы на технику передать землепашцам.

Министр возразил: благодаря постановлению №1432 на 40% выросли объемы закупок сельхозтехники, в два раза увеличились мощности сельхозмашиностроения, мы купили 15 тыс. единиц техники.

Делегаты с одобрением встретили предложение подмосковного фермера Рамиля Булатова об организации фермерской сети магазинов.

Председатель АККОР Владимирской области Елена Дегтярева бросила «камушек» в адрес Россельхобанка: нет нужного сотрудничества с РСХБ, сложно получить кредит, особенно начинающим фермерам.

Почетный президент АККОР Владимир Башмачников в ярком выступлении отметил реальную заботу Минсельхоза о фермерах. «Фермеры – партнеры государства, необходимо скоординировать работу аппаратов Министерства и АККОР», – предложил мудрый ветеран.

Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин информировал «О корректировке Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств на 2017 год». Он обосновал необходимость изменения проекта новой редакции Программы — Манифеста АККОР. «Документ был принят в 2005 году. С течением времени многое изменилось и в фермерском сообществе, и в сельском хозяйстве страны, и в аграрном законодательстве. Соответственно, назрела необходимость внести изменения в главный документ российского фермерства», – объяснил Телегин.

Предложения XXVIII съезда АККОР

Съезд отметил важную роль семейных фермерских хозяйств как в росте производства продовольствия, так и в развитии сельских территорий.

Однако, есть немало проблем, имеющих системный характер. Среди них: неурегулированность земельных отношений, что подтверждается увеличением в два раза за год судебных дел; недоступность и снижение объемов государственной поддержки; недоступность льготных кредитов; рост диспаритета цен; административное и финансовое давление; трудности с реализацией продукции.

Кроме того, по данным ВНИИ экономики сельского хозяйства, в 2015 году в сельской местности насчитывалось 2 млн 861 тыс. безработных, что составляет 15,8%, или треть их общего количества по стране. Растет численность сельских жителей, находящихся по уровню денежных доходов за чертой бедности, — за 2015 год данный показатель увеличился на 900 тыс. человек, что привело к повышению уровня бедности до 19,5%.

Опрос, проведенный АККОР среди фермеров накануне XXVIII съезда по оценке делового климата и его прогнозу на 2017 год, показывает негативные ожидания среди субъектов малого предпринимательства на селе, что может привести к дальнейшему снижению численности КФХ. Отмечается ухудшение ситуации по сбыту сельскохозяйственной продукции (50,4%), обеспечению землей (53,3%), росту административных требований и барьеров (67,9%). Практически всех фермеров беспокоит рост тарифов естественных монополий и стоимости ГСМ. До 80% фермеров в прогнозе на 2017 год тревожит ухудшение ситуации с обеспечением землей, сбытом и ценами на продукцию, а 96% опрошенных отмечают рост тарифов.

Делегаты съезда предложили внести в решение съезда следующие основные пункты:  

  • Принять в 2017 году приоритетную программу развития фермерских хозяйств до 2025 года в соответствии с поручением Президента России, Постановлением Правительства №1050 в части реализации стратегических инициатив по развитию малых форм хозяйствования на селе.
  • Выделить государственную поддержку малых форм хозяйствования из единой субсидии в отдельное направление.
  • Определить АО «Россельхозбанк» и Сбербанк основными операторами по работе с малыми формами хозяйствования в части получения льготных кредитов, так как более 90% кредитов малым формам хозяйствования выдаются через данные финансовые институты.
  • Закрыть финансовый институт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», как неэффективную организацию по развитию малого предпринимательства на селе.
  • Принять меры по устранению монопольно завышенной платы за подключение предприятий аграрной отрасли к электро- и газовым сетям, сравнять тарифы на потребление электроэнергии для сельхозпроизводителей с тарифами для сельского населения.
  • Минсельхозу внести изменения в правила предоставления грантов сельхозкооперативам, в части распространения грантовой поддержки на все направления деятельности и виды СПоК, включая сельскохозяйственные кредитные кооперативы.
  • Разработать новые стимулирующие механизмы господдержки КФХ и ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
  • Минсельхозу РФ внести изменения в приказ № 318 от 24.07.2015 в части      снижения критериев отбора инвестпроектов: по созданию молочных ферм от 100 коров; по программе развития оптово-распределительных центров до 10000 тонн; по производству овощей закрытого грунта до 1,5 га.
  • Докапитализировать АО «Росагролизинг» на 10 млрд рублей как компанию, предоставляющую сельхозпроизводителям оптимальные условия обновления сельскохозяйственной техники.
  • Рекомендовать Правительству РФ включить в критерии оценки деятельности глав регионов показатели, связанные с динамикой миграции населения из села в город и созданием новых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Важные дополнения в проект резолюции:

  1. Внести поправки в закон «О КФХ», в Земельный кодекс РФ с целью разрешения строительства домов для членов КФХ на землях сельхозназначения.
  2. Внести изменения в закон об «Обороте земель сельхозназначения», установив предельный размер земли у одного пользователя в размере от 5% до 10% земельной площади муниципального района в зависимости от площади земель сельхозназначения муниципальных районов субъектов РФ.
  3. Ограничить размер арендной платы за земли сельхозназначения, установив жесткий критерий —  арендная плата не должна превышать размера двукратного земельного налога.
  4. Изменить методику оценки кадастровой стоимости земель сельхозназначения, разработав и применив дифференцированный подход в зависимости от бонитета и природно- климатической зоны.
  5. Упростить процедуру, предусмотренную в ФЗ «Об обороте…», передачи невостребованных земельных паев в собственность муниципальных районов.
  6. АККОРу России принять участие в судебном процессе фермеров Ставропольского края, связанном с неурегулированностью земельных отношений и принятии регионального закона о предельных размерах вновь образованных земельных участков.
  7. Принять несвязанную поддержку на га в качестве основного вида господдержки для сельхозтоваропроизводителей и распространить на пашню, находящуюся в обработке.
  8. Внести изменения в федеральное законодательство по необязательности заверения у нотариуса сделок с землей при выделении из общедолевой собственности…

«АККОР, фермеры – наша сила»

Резюме министра кратко таково: «Мы вместе с АККОР должны идти, другого пути нет. Мы на пороге весенне-полевой кампании. Это серьезное испытание. Нам ни в коем случае нельзя снижать темпы и объемы. Работать над качеством зерна – это вопрос номер один. Пшеница 3 и 4 класса должны доминировать на рынке. Необходимо быстрее внедрять льготное кредитование. Мы хотим, чтобы фермеры были конкурентоспособными, особенно после возможного в перспективе снятия санкций. Через пять лет, как требует президент, мы должны обеспечить страну отечественными продуктами питания, и фермеры должны занять достойную нишу здесь. Мы одна большая семья и важно лоббировать интересы фермерства. На выездных заседаниях коллегий и совещаниях буду озвучивать, как живут фермеры, как их проблемы решаются. Какие замечания сделать местным руководителям».

А вот эта фраза министра Александра Ткачева особенно пришлась по душе делегатам: «Я обращаюсь к министрам (а их в зале было немало). Вы знаете, дорогие, такие вот чудачества, мягко говоря, как в Ставрополье, не исключаю, могут быть на любой территории страны. Поэтому утихомирьте свои амбиции и, прежде всего, давайте работать конструктивно. АККОР, фермеры – наша сила, это настоящее и будущее страны».

Президентом АККОР вновь избран Плотников Владимир Николаевич, председателем Совета АККОР – Телегин Вячеслав Владимирович. Вице-президентами АККОР избраны Максимова Светлана Викторовна, Линецкий Алексей Вячеславович, Агапова Татьяна Александровна, Башмачникова Ольга Владимировна. Съезд утвердил состав Совета АККОР из 79 человек.

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Количество просмотров этой страницы — 392