Плохой и очень плохой

13.12.2013 || Источник газета "КРЕСТЬЯНИН"

На прошлой неделе в Москве состоялась всероссийская конференция, посвящённая развитию семейных ферм. Среди прочих выступлений особую поддержку фермеров вызвал доклад вице-президента Россельхозакадемии Ивана Ушачёва. Учёный рассказал собравшимся, что ждёт АПК России в ближайшие годы, а также как необходимо менять отечественную систему господдержки.

Иван Ушачёв: 

– Российскому фермеру говорят: вам дали полную свободу, сегодня открытый рынок. Зарабатывайте, конкурируйте на внутреннем и, если хотите, на мировом рынке. Благо, что вступили в ВТО. Одно только забыли. Для равной конкуренции нужна равная господдержка с теми, с кем мы конкурируем. 

Да, фермеры производят всего 9% валовой продукции сельского хозяйства, но их роль в производстве трудно переоценить. Достаточно того, что они дают каждую пятую тонну зерна и каждую четвёртую – подсолнечника. И темпы их роста за последние 12 лет составили более 13% по сравнению с тремя процентами в целом по отрасли. 

Что же касается животноводства, то тут удельный вес фермерства в производстве мяса составляет чуть больше 3%, молока – 5%. И это объяснимо, ведь производство продукции животноводства более сложно технологически и требует больших сроков окупаемости. 

В целом объём продукции АПК сейчас остается на 15,4% ниже, чем в дореформенном 1990 году. Причина такого положения дел – как раз неравная конкуренция отечественных хозяйств и зарубежных. Несмотря на то что на субсидирование процентных ставок по кредитам направляют почти 65% всей поддержки агрокомплекса, заёмные средства с господдержкой доступны лишь трети фермерских хозяйств. Но даже те, кто смог взять кредит, не могут гарантировать, что проект будет окупаемым. Цены на производственные ресурсы растут быстрее, чем цены на продукцию. 

При этом, как показывает наш анализ, в конечной розничной цене на продовольствие доля производителя составляет лишь треть. Остальное забирают переработчик и торговые сети. прибыли приводит к низкой доходности в сельском хозяйстве. В 2012 году рентабельность здесь составляла без субсидий немногим более 1%. А с субсидиями – 12%. Этого совершенно недостаточно для ведения эффективного производства. Нынешний экономический механизм загоняет аграриев в долговую яму. Кредиторская задолженность сельхозорганизаций приблизилась к 2 трлн руб. Это на треть превышает стоимость производимой ими продукции. 

Всё это приводит к тому, что импорт продовольственных товаров в страну угрожающе растёт. Так, за 9 месяцев 2013 года он уже составил 26,6 млрд долларов. А экспорт, напротив, сократился на 11%, до 9,3 млрд долл. 

Проблема сельской бедности остаётся острой. Почти у 17% сельского населения доходы ниже величины прожиточного минимума (среди горожан – 8,8%). А предельно допустимый уровень, по международным оценкам, составляет 10%. 

К сожалению, новая Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года не предполагает какого-то прорыва ни в техническом направлении, ни в повышении доходности. 

Всё это доказывает – действующий экономический механизм себя исчерпал. Нужны новые механизмы, направленные на развитие АПК. По нашему мнению, основные изменения должны произойти по следующим направлениям. 

1. Снижение инфляции и ценовая политика. 

Прежде всего, нужно менять соотношение цен на аграрную и промышленную продукцию. Это возможно путём замораживания для АПК цен и тарифов естественных монополий. Причём такая политика должна носить не годичный характер, а быть долгосрочной. В текущем году по сравнению с предыдущим годом цены на бензин выросли почти на 8%, на дизельное топливо – на 12%. А цены на сельхозпродукцию снизились на 2,5%. Один из самых эффективных инструментов – минимальные гарантированные цены на продукцию АПК. Подобный механизм активно используется в США: там государство обязуется закупить фермерский урожай по заранее объявленным ценам. Они составляют примерно 85% от его рыночной стоимости. 

2. Господдержка развития производства. 

Кредитование. 

Чтобы сделать кредиты доступными для фермеров, их ставку нужно снизить до 2-3% годовых. Тем более что более 90% всех кредитов поступает в АПК через два госбанка: РСХБ и Сбербанк. 

Страхование.

Нынешнее законодательство о страховании с господдержкой закрепило принцип страхования только катастрофических рисков, начиная с гибели урожая в 30%. По расчётам экспертов, такой подход актуален лишь для 10-15 регионов страны, и то один раз в 5-6 лет. В ближайшее время необходимо вносить поправки, разрешающие страховать с господдержкой недобор урожая до 30%. Сейчас это самая востребованная страховая про- грамма в сельском хозяйстве России. Такая корректировка потребует субсидий из федерального бюджета в размере 12-13 млрд руб. в год. 

Субсидирование. 

В этой сфере следует, прежде всего, усилить несвязанную поддержку в области растениеводства и ввести её в животноводстве – из расчёта на голову скота. Данная поддержка должна составлять не менее 3 тысяч рублей на га пашни. А в целом совокупная поддержка АПК по всем направлениям – примерно 5-6 тысяч рублей на 1 га пашни. Сейчас она составляет 1 700 рублей против более 20 тысяч рублей в США и ЕС. 

3. Продовольственная помощь незащищённым слоям населения. 

Её введение может повысить ёмкость внутреннего рынка и увеличить доходность фермерского бизнеса. Главное – разработать правильный механизм вовлечения аграриев в систему госзакупок продовольствия. Сейчас в шести субъектах РФ проводится подобный эксперимент. Продовольственная помощь должна охватывать не менее 30 млн человек.

4. Стимулирование экспорта. 

 Важны также меры и по поддержке российского экспорта. Условия, разработанные Минэкономразвития, неактуальны для малого бизнеса, они рассчитаны в основном на крупный. Создание Российского экспортного агентства позволит привлечь к экспортной деятельности именно малые и средние предприятия, для которых предпочтительно упрощение таможенных процедур и процесса возврата НДС, снижение налогового бремени, облегчение поиска партнёров за рубежом. 

Не секрет: сельское хозяйство России имеет огромный потенциал развития. 

Между тем, ухудшение экономической ситуации в стране и «оптимизация» бюджетных расходов формирует дополнительные риски для АПК. Как следует из утверждённого федерального бюджета, в 2014 году финансирование Госпрограммы по развитию сельского хозяйства сокращается по сравнению с 2013 годом на 13%. В 2015 году снижение составит ещё два процента, а в 2016 г. – восемь. Что касается поддержки именно малых форм хозяйствования, то если не будет принято дополнительных решений, она сократится против утверждённой программы на 5% в 2014 и 2015 годах и на 9% в 2016 году. 

Именно поэтому так важно формулировать новые подходы к развитию сельского хозяйства. Особенно это актуально в свете последних прогнозов Минэкономразвития. В них закладывается стагнационная модель развития АПК не только на ближайшую перспективу, до 2020 года, но и более отдалённую – до 2030 года. В этом прогнозе заложено два варианта, по нашему мнению, плохой и очень плохой. 

По лучшему из них темпы развития сельского хозяйства снизятся с 2,9% в 2014 году до 1,7 в 2020-м. По второму варианту ещё меньше – до 1,4%. Зерна, скота и птицы будет производиться меньше, чем предусмотрено госпрограммой, а производство молока останется практически на нынешнем уровне. Конечно, с позиций достижения прогнозных показателей это самый лучший вариант. Никакого напряжения, минимум финансовых ресурсов и хороший отчёт о выполнении программы в 2020 году. Но, на наш взгляд, сценарии Минэкономразвития – это не прогноз, а признание собственного бессилия и невозможности за восемь лет каким-либо образом изменить ситуацию... 

Тимур САЗОНОВ

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Количество просмотров этой страницы — 1101